• советы психолога

Советы психолога

Как не ошибиться с выбором профессии: три главных вопроса

Сегодня выбор профессии для ребёнка несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно, и даже нужно(!), возвращаться в течение всей жизни. Ситуация в обществе, в том числе и на рынке труда, стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность и своё место в происходящем вокруг. В этом убеждена педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Юрьевна Стригулина. Мы запускаем серию публикаций, в которых Екатерина Юрьевна подскажет детям и их родителям, на что важно обратить внимание, чтобы не ошибиться с выбором профессии.

Как не ошибиться с выбором профессии: три главных вопроса, изображение №1

 

Профессиональное самоопределение — это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. К сожалению, часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или давлению, а педагоги сами признают, что мало чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.

Прежде всего, ребёнку, начинающему выбирать профессию, необходимо ответить на три главных вопроса «что я хочу?», «что я могу?» и «что мне надо?».

«ХОЧУ» — это интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые интересны старшекласснику. С другой — это жизненные и профессиональные ценности, то, чего любой человек хочет получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то — возможность постоянного карьерного роста. «МОГУ» — это способности и профессиональная пригодность, а «НАДО» — это требования современного рынка труда.

Хочу

Итак, сначала нужно задать себе вопрос «Что мне по-настоящему интересно?»

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает человека к определённой деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в неё. Наличие интересов означает «хочу знать», наличие склонностей — «хочу делать». Именно склонности, которые рождаются из интересов ребёнка, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путём самонаблюдения, анализируя свои увлечения, хобби, беседуя с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

Могу

Следующий шаг после определения круга собственных интересов — определение своих возможностей, ответы на вопросы «Что я могу?» и «Что у меня получается?». Так можно понять свои способности.

Способности — это не знания, умения и навыки, которые есть у человека, а его индивидуально-психологические особенности, благодаря которым он сможет успешно овладеть определённой деятельностью.

В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью общих способностей человек может достичь успеха в самом широком смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие от общих, специальные способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).

Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития способностей, ведь они становятся реальными, когда возникает необходимость их развивать. Таким образом, способности не являются чем-то застывшим, неподвижным — они могут развиваться. И, конечно, реальная возможность это сделать — заниматься в учреждениях дополнительного образования.

Приступая к выбору будущей профессии, нельзя забывать о таком требовании, как «профессиональная пригодность», которая определяет соответствие физических и психологических показателей человека (его здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии.

Наличие способностей к определённому виду деятельности является первым компонентом профессиональной пригодности. Второй компонент — это собственно личностные особенности человека: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные качества, необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой профессии существуют профессионально важные качества. Так, менеджеру необходимы хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, хорошая память; ответственность; умение быстро принимать решения и чётко излагать мысли, медсестре — активность, трудолюбие, высокая концентрация внимания, эмоциональная устойчивость.

Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной пригодности — отсутствие медицинских противопоказаний.

Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности к выбранной профессии, есть два пути — либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый, малорослый Суворов стал великим полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы воля, настойчивость, целеустремленность и уверенность в себе. Учреждения дополнительного образования дают потенциальную возможность компенсировать этот недостаток.

Надо

Но, кроме знаний о своей личности, нужно ещё владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора — о рынке труда.

Как правило, профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни. Приступая к выбору будущей профессии, старшекласснику нужно понимать, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. И чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (в этом может помочь «Атлас новых профессий» и другие полезные ресурсы). По прогнозам до 2030 года появится 186 новых профессий, а 57 профессий исчезнут.

 

 

Как не ошибиться с выбором профессии: 12 заблуждений

Как не ошибиться с профессией? Согласитесь, вопрос более чем актуальный. И педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Стригулина поможет на него ответить!

Мы запустили серию публикаций, в которых Екатерина Юрьевна рассказывает, на что важно обратить внимание. В первом выпуске мы озвучили три главных вопросах, которые должен задать себе старшеклассник, приступающий к выбору профессии. Сегодня поговорим о типичных ошибках, которые совершают молодые люди, определяющие свой профессиональный путь.

Как не ошибиться с выбором профессии: 12 заблуждений, изображение №1

 

Ошибка № 1

Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.

Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. Существуют другие варианты построения карьеры: школа — учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы — среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) — ВУЗ. При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить какую-либо специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».

Ошибка № 2

Предрассудки.

В определённых кругах некоторые профессии и занятия могут считаться недостойными и даже неприличными («Ну что это за профессия – парикмахер, водитель и т.д.?!») По факту «все профессии важны, все профессии нужны».

Ошибка № 3

Выбор профессии «за компанию».

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно имеет значение, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор — это свободный и личный выбор.

Ошибка № 4

Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

Нельзя выбирать или не выбирать профес­сию только потому, что вам нравится, либо не нравится чело­век, который занимается данным видом деятельности.

К примеру, очарованность учителем химии не означает, что вам нравится химия сама по себе.

Ошибка № 5

Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

Часто у старшеклассников поверхностные представления о профессии – они не знают всей специфики. Например, для девочек очень привлекательна профессия косметолога: «сижу в чистом кабинете в белом халате, использую в работе ароматные косметические средства и т.д.». Но, чтобы работать косметологом, нужно, во-первых, иметь медицинское образование; во-вторых, решать «проблемы» клиента, которые не всегда эстетически приятны; в-третьих, быть готовым постоянно обучаться, идти в ногу с индустрией красоты и т.п.

Ошибка № 6

Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии.

Сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. Выбирая специальность, стоит задуматься, насколько легко будет потом трудоустроиться.

Ошибка № 7

Ориентация на престижность.

Как правило, профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни, возможность получить определённый статус в обществе.

Однако, приступая к выбору будущей профессии, старшекласснику нужно понимать, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда.

Ошибка № 8

Несамостоятельность выбора профессии.

Иногда взрослые (родители, педагоги), руководствуясь благими намерениями, оказывают выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за его выбор. Родителям кажется, что они сделают этот выбор лучше – у них больше знаний, жизненного опыта. Безусловно, не стоит пренебрегать мнением людей старшего поколения и их опытом, но в то же время нельзя забывать о том, что это не единственный фактор выбора.

Ошибка № 9

Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод и т.д. При выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии стоят за школьным предметом.

Ошибка № 10

Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника.

Ошибка № 11

Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки).

Выбрать профессию самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. Полезными также могут оказаться психологические тесты.

Ошибка № 12

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Некоторые профессии могут ухудшить имеющиеся проблемы со здоровьем.