1. Как выбрать профессию
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще «зарыты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая
определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если человек общителен — ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
То есть, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя.
В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Способности формируются в деятельности. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли подростку психология или та же экономика — ведь в школе он не изучал ничего подобного… Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отношению к миру профессий.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (польза обществу).
2. Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.
Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь подростка. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует интересам подростка и совпадает с интересами общества.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о подростке, что скрыто от непрофессиональных глаз.
Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются представления подростка об этапах освоения профессии.
Способности.
О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности личных притязаний.
Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые подростком сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
3. Формула выбора профессии
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?
Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот какие были получены результаты.
Профессия должна быть:
престижной;
хорошо оплачиваемой;
интересной;
с хорошими условиями труда;
чтобы ее легко было приобрести;
соответствовать желанию родителей;
можно было бы учиться и работать с друзьями;
востребована на рынке труда.
Как видим, на первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает.
На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессия, а должность.
А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» — одно до наиболее веских для выбора профессии.
На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе.
Пятое требование к будущей профессии — доступность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора.
Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К сожалению, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо.
Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это — желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными.
И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного заведения.
Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства — и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.
Итак, выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии», согласно которой нужно суметь совместить три составляющие: хочу — могу — надо и тогда профессиональный выбор будет удачным.
Что такое хочу? Это ваши интересы, склонности, желания, мечты. Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность. И, наконец, надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.
Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
интересна и привлекательна для вас;
соответствует вашим способностям;
пользуется спросом на рынке труда.
Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности вам будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы потом не было больно и обидно за зря потраченное время.
Но все как раз наоборот: чем более интересны обществу ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть интересны тем, что вы делаете и как вы это делаете. А то, что вам должно быть интересно дело, которым вы собираетесь заняться, вопрос уже второго порядка.
Правильный выбор профессии подчиняете и двум правилам:
1правило — профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд;
2 правило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.
ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИИ
Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все 100 процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное. Жизнь часто преподносит нам сюрпризы.
Особенно трудно бывает оценивать себя с профессиональной стороны. Ведь профессиональный опыт у каждого человека ограничивается только теми видами профессиональной деятельности, которые он уже пробовал выполнять. И в этом отношении молодые люди могут испытывать большие затруднения, нежели те, кто уже имел возможность многое в жизни испытать.
В процессе профессионального выбора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.
Склонности – это желания человека, потребности в определенных видах деятельности стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».
Способности – это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить слова ми «Я могу».
Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.
Профессию нужно выбирать тщательно и разумно. Именно для этого и созданы профессиональные методики, которые используются в профориентации.